Экономический рост Азербайджана

Рассмотрим динамику экономического роста Азербайджана за последние годы, выявим движущие силы развития данного государства.

Модель экономического роста Азербайджана имеет свои характерные черты, которые обусловлены историей развития государства, его географическим положением, обеспеченностью природными богатствами (прежде всего, нефтью).

Рост мировых цен на энергоносители в течение 2000-х годов обеспечил значительный приток валютной выручки, что позволило государству решить многие неотложные проблемы и создать предпосылки для экономического роста страны на среднесрочную перспективу. В это время государство активно встраивалось в мировую экономическую систему, используя при этом свои естественные преимущества.

Однако сформировавшаяся сырьевая модель экономического роста Азербайджана проявила свои недостатки в период мирового финансового кризиса 2008 года. Это побудило государство начать активную работу по диверсификации национальной экономики, её переводу на инновационную модель развития.

Динамика темпов экономического роста Азербайджана представлена в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Темпы экономического роста Азербайджана в 1991-2002 гг., в %

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

-0,7

-22,6

-23,1

-19,7

-11,8

1,3

5,8

10

7,4

11,1

9,9

10,6

 

Таблица 2

Темпы экономического роста Азербайджана в 2003-2014 гг., в %

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

11,2

10,2

26,4

34,5

25

10,8

9,4

4,9

0,1

2,2

5,8

2,8

 

В 2014 году объем ВВП страны составил 58,9 млрд. манат (74,9 млрд. долларов). При этом темпы экономического роста Азербайджана в 2014 году составили 2,8 %.

По итогам 1 полугодия 2015 года темпы рост ВВП страны составили 5,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

По прогнозам экспертов Азиатского банка развития темпы экономического роста Азербайджана в 2015 и 2016 годах составят 3 %.

Всемирный банк прогнозирует, что экономический рост в Азербайджане в 2015 году составит 1,5 %, в 2016 году — 2,6 %, а в 2017 году — 2,7 %.

МВФ ожидает, что по итогам 2015 года рост экономики Азербайджана составит 1,8 %, а в 2016 году ускорится до 2,8 %.

В структуре ВВП страны в 2014 году доля промышленных отраслей составила 41,5 %; социальных и прочих услуг – 17,0 %; строительства – 12,5 %; торговли и услуг – 7,9 %; налогов на продукцию и импорт – 7,3 %; транспорта и складского хозяйства – 4,5 %; сельского, лесного и рыбного хозяйства – 5,3 %; услуг по размещению туристов – 2,2 %; сектора информации и связи - 1,8 %. В 2014 году совокупный объём промышленного производства снизился на 0,7 %.

К приоритетным отраслям экономики Азербайджана относят промышленность и сельское хозяйство, поскольку они обеспечивают основные экспортные поставки.

Согласно данным Госкомстата ненефтяной сектор экономики в 2014 году увеличился на 7 %, а его доля в ВВП страны составила 61 %. Это позволяет охарактеризовать экономику Азербайджана как диверсифицированную, что является следствием активного развития предпринимательства, которое обеспечивает экономический рост.

В 2014 году государство продолжило осуществление политики поддержки аграрного сектора, дополнив их новыми льготами производителям.

Качественный и количественный рост предприятий розничной торговли, общепита и бытового обслуживания способствовал бурному развитию потребительского рынка, который в 2014 году увеличился на 10 %.

Инвестиции в основной капитал из всех источников финансирования в 2014 году снизились на 1,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 17,6 млрд. манат (22,3 млрд. долл. США). Объем иностранных инвестиций достиг 6,2 млрд. долларов.  В Азербайджане функционируют свыше 6,8 тыс. компаний с иностранным капиталом. Наращивание иностранных инвестиций (прежде всего, в основной капитал) рассматривается государством как основной источник стимулирования качественного экономического роста.

Основными партнерами Азербайджана во внешней торговле в 2014 г. являлись Италия, ФРГ, Индонезия, Россия, Израиль, Турция, Франция и т.д.

Главным фактором, повлиявшим на экономику Азербайджана в 2014 году, стало снижение мировых цен на энергоресурсы, что заметно повлияло на замедление экономического роста. Удельный вес экспорта нефти и газа в общем объеме экспорта Азербайджана составляет порядка 90 %. С января 2015 г. на фоне рекордного сокращения мировых цен на нефть Центробанк страны направил более 1 млрд. долларов на поддержание курса национальной валюты.

В результате по состоянию на 1 февраля 2015 года валютные резервы сократились на 18 %, достигнув уровня в 12,7 млрд. долларов.

С целью сохранения золотовалютных резервов 21 февраля 2015 года ЦБ Азербайджана установил официальный курс национальной валюты на уровне 1,05 маната за 1 доллар против прежнего 0,78 манат. Таким образом, разовая девальвация курса национальной валюты составила 33,5%. Данное решение было принято для стимулирования диверсификации экономики, усиления ее международной конкурентоспособности и экспортного потенциала, активизацию экономического роста, обеспечения устойчивости платежного баланса.

Наиболее вероятным сценарием развития сложившейся ситуации является секвестр существующих программ развития государства, включая крупные инфраструктурные проекты на территории страны. Неизбежным следствием кризисных явлений станет снижение покупательной способности населения и замедление темпов экономического роста.

В настоящее время в стране проводится работа по укреплению промышленного потенциала, повышению конкурентоспособности предприятий данной сферы, улучшению кадрового потенциала, совершенствованию нормативно-правовой базы. В феврале 2014 года Президентом Азербайджана принята государственная программа по социально-экономическому развитию регионов Азербайджанской Республики на 2014-2018 гг. Программа разработана на основе концепции развития «Азербайджан-2020: взгляд в будущее».

Расширение инновационной деятельности будет одним из основных направлений для обеспечения долгосрочного устойчивого экономического роста Азербайджана, формирования экономики знаний, ускорения создания наукоемких технологий и продукции. В республике будет обеспечено развитие научной инфраструктуры, модернизация материально-технической базы науки, создание условий для перехода систем информационного обеспечения в этой области в электронную форму с целью ускорения экономического роста.

Для становления в Азербайджане инновационной экономики будут усилены связи между наукой и производством, созданы необходимые механизмы для проведения прикладных научных исследований в соответствии с запросами рынка. Будут реализованы меры государственной поддержки и создана законодательная база для стимулирования производства конкурентоспособной продукции путем повышения инновационной активности в стране, налаживания необходимых механизмов для осуществления инновационной деятельности, обеспечения эффективного использования инновационного потенциала.

Предусмотрено усиление мер по трансферу и освоению передовых технологий, создание технопарков и инновационных зон для разработки и применения наукоемкой продукции и технологий. Реализация указанных инициатив позволит повысить конкурентоспособность национальной экономики и стимулировать качественный экономический рост Азербайджана.

Правительство последовательно осуществляет меры по развитию предпринимательства в ненефтяном секторе, в котором основными субъектами являются малые предприятия и индивидуальные предприниматели.

В ближайшей перспективе планируется реализация следующих мероприятий: модернизация дорожной и транспортной инфраструктуры, техническое перевооружение топливно-энергетического и нефтехимического комплексов и иных отраслей промышленности, создание технопарков и свободных экономических зон.

Программа социально-экономического развития Азербайджанской Республики на период 2014-2018 гг. предполагает активизацию экономического роста путем:

– дальнейшего улучшения инвестиционного климата;

– оптимизации налоговой политики;

– обеспечения свободной конкуренции,

– упрощения процедур по открытию бизнеса;

– усиления государственной поддержки предпринимательства;

– расширения использования электронных услуг;

– совершенствования законодательной базы;

– снижения административных барьеров.

Таким образом, модель экономического роста Азербайджана имеет ряд недостатков. Изменившиеся обстоятельства (прежде всего, существенное снижение мировых цен на энергоносители) лишь усугубили их. Оперативное устранение имеющихся ограничений позволит обеспечить благоприятные условия для устойчивого экономического роста Азербайджана.

Искать на сайте

Забавное фото

1300389886_sas_25.jpeg
Яндекс.Метрика