Ключевые слова: понятие, особенности, сущность, роль, фактор, рабочая, сила
Рабочая сила, как трактуется в курсе экономической теории, - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. В условиях рыночных отношений "способность к труду" делает рабочую силу товаром. Но это не обычный товар.
Отличие рабочей силы от других товаров состоит в том, что он, во-первых, создает стоимость больше, чем он стоит, во-вторых, без его привлечения невозможно осуществлять любое производство, в-третьих, от него во многом зависят степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных фондов, экономика хозяйствования в целом.
Поэтому для предприятия с позиции ведения его экономики далеко не безразлично, как и на каких условиях должно происходить удовлетворение его потребностей в рабочей силе (пожизненный наем, как в Японии, или по мере необходимости и пр.), и как она должна использоваться в процессе производства товаров и услуг.
Обеспечение предприятия рабочей силой следует рассматривать с позиции экономики трудовых рыночных отношений, которые включают в себя многочисленные проблемы, решаемые в ходе этих отношений (рис. 1).
Рис. 1. Проблемы трудовых отношений
Каждая из вышеназванных сфер имеет свою специфику и степень влияния на экономику трудовых отношений. К примеру, соотношение занятости населения и безработицы влияет на характер предложения рабочей силы, а уровень социального партнерства во многом определяет результаты организации труда, его эффективность.
Все это в конечном итоге предполагает разработку и проведение на каждом предприятии соответствующей кадровой политики. Основными ее направлениями должны стать: определение потребностей в рабочей силе как по количеству, так и по качеству, форм ее привлечения и дополнения, разработка мероприятий по улучшению ее использования.
Последняя относится как к повышению квалификации, так и к созданию условий для полного проявления стимулов к высокопроизводительному труду со стороны каждого работника. Кадровая политика должна строиться как с учетом формирования существующего рынка труда, так и специфики производства на самом предприятии. Критерием ее оценки должна стать эффективность экономики производства.
Проведение кадровой политики предполагает осуществление определенного учета работающих на предприятии.
Работники предприятий подразделяются на списочный, промышленно-производственный персонал (ППП) и персонал непромышленных подразделений.