Понятие, сущность, особенности, функции и преимущества государственного кредита

 

Государственный кредит представляет собой одну из форм суще­ствования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджет­ными государственными фондами и входит и число основных спосо­бов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Государственный кредит — это особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Сущность этой формы публичных финансов определяется содержанием категории «кредит». Этот термин, происходящий от латинского creditum (или credere — ве­рить), буквально означает «ссуда», «долг».

В Толковом слова­ре В. Даля кредит истолковывается как «доверие, вера в долг, забор, дача в прием денег пли товаров на счет, на срок».

В Экономической энциклопедии кредит определяется как «ссуда в де­нежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента».

Таким об­разом, сущностная черта кредитных отношений состоит в предостав­лении предмета ссуды на срок и его возвратности.

Соответственно го­сударственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на вре­мя заемщику не сам капитан, а лишь право пользования им.

Субъек­тами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны, юридические и физические лица, иностранные государства, ме­ждународные финансовые организации.

Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения части стоимости валового общественного продукта. В сфе­ру заемных операций государства попадает часть доходов и денежных средств, сформированных на стадии первичного распределения и вложенных затем, например, в государственные ценные бумаги.

Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных средств, т. е., по сути, за счет всех налогоплательщиков. Следовательно, имеет место еще одно проявление перераспределительных отношений. Таким образом, государственный кредит представляет собой распределительные отношения, точнее, отношения вторичного распределения.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обуслов­лено объективным противоречием между возрастанием обществен­ных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями го­сударства. С развитием экономических и социальных функций госу­дарства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может при­влечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

Функции государственного кредита непосредственно вытекают из его сущности. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контроль­ную функции.

Распределительная функция государственного кредита проявляет­ся в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах — срочности, возвратности, платности, целевого назначе­ния. С переходом России к рынку распределительная функция пре­терпела ряд изменений, в частности, изменились субъекты кредит­ных отношений: со стороны государства их участниками стали субъ­екты Федерации, особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а для государства или субъекта Федерации — иные государства, международные финан­сово-кредитные организации и т. п.

Из­менились и инструменты, посредством которых осуществляются кре­дитные отношения — все чаще государство и его территориальные подсистемы становятся участниками рынка ценных бумаг, осуществ­ляя заимствования посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном фондовом рынке. Соответственно меняется и сам характер государственного кредита — все в большей степени он пере­ходит из плоскости императивных отношений в плоскость рыночных отношений, в основе которых лежит равноположение сторон.

Регулирующая функция государственного кредита имеет две сторо­ны — экономическую и социальную.

Экономическая сторона проявля­ется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития от­дельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выде­ления им целевых кредитов.

Выделение бюджетных ресурсов на без­возмездной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом государствен­ный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государст­венного кредита осуществляется государственное регулирование эко­номики.

Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки соци­альной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхова­ние), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие каналов привлечения средств населения для участия в фор­мировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц.

Одной из функций государственного кредита является учет и кон­троль за целевым и рациональным использованием средств, привлекае­мых и (или) выделяемых государством. Контрольная функция вытека­ет из самой природы кредита.

Таким образом, государственный кредит — это совокупность эко­номических отношений, складывающихся между государством, с од­ной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранны­ми государствами и международными финансовыми организация­ми — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функ­ционируя тем не менее как особое, специфическое отношение.

Так, государственный кредит участвует в формировании и ис­пользовании централизованных денежных фондов государства (бюд­жета и внебюджетных фондов), что делает его элементом финансов, финансовой системы. В то же время процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме — привлече­ние денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе.

Связь государственного кредита с финансами заключается также в том, что: во-первых, это распределительные отношения, от­ношения вторичного распределения части валового внутреннего про­дукта (ВВП); во-вторых, одним из участников отношений неизменно является государство — субъект с особыми правами, которые, как правило, используются при заимствованиях (например, принудитель­ное размещение государственных займов или же особое право на га­рантии при международном кредитовании и т. п.); в-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов.

Тем не менее от финансов кредит, в том числе и государствен­ный, отличается тем, что в основе его лежат иные принципы органи­зации:

  • в отличие, например, от налогов и обязательных платежей при­влечение или предоставление средств при кредитовании осуществля­ется на возвратной и, нередко, возмездной основе;
  • движение средств осуществляется в прямом и обратном на­правлении, тогда как налоги и платежи движутся лишь в одном на­правлении;
  • государственный кредит независимо от формы его существова­ния имеет, как правило, добровольный характер, хотя отклонения могут иметь место;
  • существование кредита ограничено конкретным, заранее извест­ным сторонам сроком. Так, Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашают­ся в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;
  • кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может не возобновляться, в то время как налоги и платежи осу­ществляются регулярно;
  • государственный кредит имеет избирательный, селективный ха­рактер в отличие от финансов, в которые вовлечены практически все участники экономической системы.

Как способ финансирования расходов правительства государствен­ный кредит обладает рядом преимуществ и имеет существенно мень­шие негативные последствия по сравнению с традиционными приемами—дополнительной денежной эмиссией и увеличением доходов бюджета за счет прямого повышения налогов.

Государственный кре­дит служит одним из факторов улучшения денежного обращения и укрепления внутренней валюты, позволяя государству, с одной сторо­ны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а с другой стороны, «связывать» временно свободные денежные средства юриди­ческих и физических лиц и привлекать их в качестве кредитных ре­сурсов.

Преимущество и особенность государственного кредита и в том, что, как источник финансирования правительственных расходов, он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы го­сударственного бюджета, текущее потребление и позволяет равномер­но распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением.

Следует при этом уточнить, что государственные заимствования все-таки оказывают воздействие на состояние бюджетных средств, поскольку, как правило, обслуживание государственного долга явля­ется традиционной статьей расходной части бюджета.

Поэтому при­влеченные государством заемные средства называют антиципирован­ными, или взятыми наперед налогами. Государство таким образом отвлекает часть бюджетных средств от производительного использо­вания и, кроме того, распределяет бремя погашения долга между всеми гражданами, а не только между держателями обязательств го­сударства. В этом негативная сторона государственного кредита.

Этот момент может быть смягчен, если заемные средства использо­вать для вложений в конкретные производительные объекты, кото­рые из собственных доходов будут погашать долг, не отвлекая на эти цели средства бюджета.

Особым элементом публичных финансов является муниципальный кредит. Он законодательно в Бюджетном кодексе РФ и предназна­чен для покрытия дефицита местного бюджета и финансирования ме­стных инвестиционных программ. По основным признакам он совпа­дает с государственным кредитом, но имеет другой уровень публично­сти и порядок его формирования, распределения и использования; ответственность по подобным обязательствам определяется местными органами власти.

Таким образом, кредитное финансирование государства и мест­ных органов:

а) представляет собой один из самых гибких инстру­ментов регулирования макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов и расходов государства;

б) позволяет равномерно и в известной мере справедливо распределить ответственность за при­нятые финансовые решения между нынешним и будущими поколе­ниями;

в) позволяет воздействовать на социальную и денежно-кре­дитную политику;

г) выступает реальным фактором ускорения тем­пов социального и экономического развития страны.

Расширение границ государственного кредита должно осуществ­ляться на основе развития рынка долговых обязательств, стимулиро­вания инвестиционной активности юридических и физических лиц, формирования эффективной системы управления долгом.

 

Искать на сайте

Забавное фото

1300389886_sas_25.jpeg
Яндекс.Метрика