Составной частью государственной научно-технической политики является механизм выработки и реализации научно-технической политики. При его определенной автономии, он все же является частью единого хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие общества.
В соответствии с принципами научно-технической политики в составе механизма можно выделить ряд блоков.
К блокам механизма научно-технической политики можно отнести: нормативно-правовой, организационно-управленческий, экономический, рыночный.
Нормативно-правовой блок механизма научно-технической политики России составляют законы, нормативно-правовые акты, принимаемые Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.
Основу нормативно-правовой базы научно-технической и научной деятельности составляет Доктрина развития науки Российской Федерации (1996 г.), Федеральный Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике», №127-ФЗ от 23 августа 1996г. и Концепция реформирования российской науки на период 1998—2000 гг., одобренная Правительством РФ от 18 мая 1998 г. №453.
В настоящее время действует большое число государственных решений, регулирующих отношения в области науки и новых технологий.
К нормативно-правовой базе научно-технической политики следует отнести также многие законодательные и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Российской Федерации, поскольку инновационные, научно-технические и инвестиционные направления деятельности тесно взаимосвязаны.
Однако, несмотря на большое число правовых документов, полноценной нормативно-правовой базы научно-технической политики пока нет. Принятые в разное время, разными органами власти законы и нормативные акты, посвященные научно-технической деятельности, окончательного решения ряда вопросов до сих пор не дают. Это относится к проблеме охраны интеллектуальной собственности, инновационной деятельности, внебюджетных фондов в сфере науки, определения национальных интересов, государственной поддержки инновационного предпринимательства, статуса российских наукоградов и др.
Иными словами нормативно-правовой блок механизма научно-технической политики требует доработки, а также постоянной корректировки, с учетом обновляемых целей, задач и направлений. Основные ориентиры определены в Концепции реформирования российской науки.
Организационно-управленческий блок механизма научно-технической политики гарантирует прежде всего четкое организационно-управленческое обеспечение научно-технической деятельности.
Организационно-управленческий блок определяет роль органов государственной власти федерального и регионального уровней прежде всего в создании, преобразовании и развитии в имеющихся рыночных условиях организационно-правовой структуры научно-исследовательских опытно-конструкторских организаций; а также в исследовании, анализе, экспертизе, отборе государственных приоритетных направлений развития науки и технологий.
Организационно-управленческое обеспечение весьма важно и в осуществлении межотраслевой координации научной и научно-технической деятельности, в разработке и реализации научных и научно-технических программ и проектов. Оно необходимо в обеспечении оптимального сочетания в каждом временном периоде форм и методов государственного, рыночного и общественного воздействия на развитие научно-технической деятельности различных организационных структур с расширением и обновлением возможностей самоорганизации и самоуправления в условиях конкуренции и коммерческого расчета.
Межрегиональная и межотраслевая кооперация, интеграции науки, производства и рынка также нуждаются в организации и управлении.
Механизм блока организационно-управленческого обеспечения включает в себя совокупность организационно-управленческих органов, организационно-правовую структуру сферы науки и научного обслуживания, инфраструктуру научно-технической деятельности, совокупность форм, методов реформирования науки, межотраслевой координации, аккредитацию научных организаций.
Он имеет прямое отношение к методам обеспечения сбалансированного развития смежных научно-технологических направлений, к управлению системой государственных научных центров, федеральных центров науки и высоких технологий, региональными инновационно-технологическими центрами, технопарками, малыми технологическими фирмами, научно-техническими программы, проектами, прогнозированием и др.
В составе данного блока механизма организационно-правовая структура сферы науки и научного обслуживания, инфраструктура научно-технической деятельности, совокупность форм, методов реформирования науки, межотраслевой координации, аккредитация научных организаций, методы обеспечения сбалансированности развития смежных научно-технологических направлений, система государственных научных центров, федеральные центры науки и высоких технологий, региональные инновационно-технологические центры, технопарки, малые технологические фирмы, научно-технические программы и проекты, прогнозирование и др., а также совокупность организационно-управленческих органов. В данный блок включается формы и методы развития малого инновационного предпринимательства, в том числе и в научной сфере.
К элементам экономического блока в механизме научно-технической политики следует отнести госзаказ науке, налогообложение субъектов научной и научно-технической деятельности, разнообразные экономические формы поддержки инновационного предпринимательства, совокупность льгот для организаций и предприятий, выполняющих научные исследования и разработки.
К экономическому блоку механизма научно-технической политики принадлежит также особый таможенный режим для субъектов научно-технической деятельности, система государственного финансирования научно-технических и инновационных работ, совокупность финансовых форм участия внебюджетных фондов в научном и научно-техническом творчестве, развитие научно-технической активности, государственные льготы и гарантии банкам, финансирующим, кредитующим научно-исследовательские проекты и программы.
В числе элементов экономического блока находятся все формы стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов Федерации, меры по социальной защите научных и научно-технических работников.
Рыночный блок механизма научно-технической политики имеет ряд особенностей по сравнению с действием рыночных рычагов в обычных хозяйственных системах, в макроэкономике. Это связано со спецификой научного и инновационного труда, как труда творческого, со спецификой результата научной и научно-технической деятельности, ее продуктов в виде товаров и услуг особых потребительских свойств.
К тому же научно-технической сфере свойственны нетрадиционные отношения собственности, большую роль играет собственность на интеллектуальный продукт. Многими особенностями отличается рынок наукоемкой продукции, технологий, ноу-хау, навыков и умений, интеллектуального ресурса.
Рыночный блок механизма напрямую связан с решением проблемы самоуправления субъектов научной и научно-технической деятельности, отработкой отношений собственности на средства научного производства и результаты творческого труда, с введением в эту специфическую деятельность состязательности, соревнования. На активное использование рыночного механизма в научно-технической деятельности направлены все институциональные преобразования в этой сфере, включая приватизацию.
Но действие рыночных законов спроса и предложения, стоимости, цены, коммерческой эффективности имеют не только положительные, но и отрицательные последствия, что требует особой роли государства по регулированию рыночных рычагов.
Конкуренция в ряде научных отраслей разорительна для общества и должна быть трансформирована в сотрудничество, во взаимовыгодное взаимодействие. Это особенно важно в международных научных связях, осуществлении крупных международных актов, а также в создании единого научного и технологического пространства на территории СНГ.
Рыночный блок механизма научно-технической политики России связан с использованием возможностей иностранных и международных фондов с различными объемами их средств, действующих в Российской Федерации.