Финансовое обеспечение научно-технической политики

Перспективными направлениями развития рыночных форм в механизме научно-технической политики можно считать те, которые в той или иной мере проявили себя положительно в научной инновационной практике ряда стран, включая США, Францию, Германию, Японию, Китай, скандинавские страны, Южную Корею.

Это свидетельствует о том, что необходимо развитие коммерческого расчета в работе субъектов научной и научно-технической деятельности. Он действует на основе возвратного финансирования прикладных разработок, контрактной системы, контрактных форм выбора подрядчика, инвестора, на основе инновационных проектов, решающих конкретные социально-экономические задачи.

Коммерческий расчет требует повышения удельного веса финансирования научно-технической сферы коммерческими банками, фондами и другими кредитными учреждениями. Необходима также строгая увязка многих стимулов научной и инновационной деятельности с ее экономически измеренными результатами.

Изложенное выше свидетельствует также, что необходимо формирование внутреннего рынка наукоемкой продукции России (в том числе системной техники) с его инфраструктурой, механизмом регулирования, формированием субъектов, спецификой ценообразования и циркулирования капитала, биржей инноваций, кадрами.

Наконец, следует сказать и об активном участии России в международном разделении научного и инновационного труда, в организации взаимовыгодной международной научно-технологической кооперации.

Для этого у нее имеются такие важные предпосылки, как научные кадры высокой квалификации (мирового уровня), мощные научные школы и центры с уникальным научным оборудованием, оригинальные пионерные технологии во многих перспективных областях.

Высокая результативность государственной научно-технической политики зависит, прежде всего, от полноценного комплексного ресурсного обеспечения научно-технической деятельности (кадрового, информационного, финансового, материально-технического и пр.). Основополагающим ресурсом воспроизводства научно-технического потенциала страны являются научные кадры.

Вторым по важности является финансовый ресурс и инвестиции в науку и научно-техническую сферу. Источники финансовых средств в науку — известны. Это федеральный и региональный бюджеты, средства различных фондов, банковские кредиты, средства научных учреждений и ВУЗов, корпораций и предприятий, зарубежных партнеров, накопления населения, венчурный капитал.

Структура внутренних затрат на исследования и разработки в России к началу 2010 г. сложилась следующая: 49,9% — средства бюджета, 10,4% — собственные средства научных организаций, 15,7% — средства организаций предпринимательского сектора, 6,9% средства внебюджетных фондов, 16,9% — средства иностранных источников. Остальное — финансовые поступления от бесприбыльных организаций и вузов.

Как видим финансовые поступления в науку идут в основном из государственных источников. Правда, затраты на науку из федерального бюджета России постоянно сокращаются в реформируемый период.

Это ведет ко многим негативным последствиям в научно-технической сфере, в экономике в целом. Россия по технологической базе катастрофически отстает от развитых стан мира, имеет очень низкий удельный вес на наукоемком мировом рынке. Ее производительный аппарат стареет, сокращается научно-технический потенциал.

Постепенное преодоление трудностей с финансовым обеспечением научно-технической политики возможно. Следует довести расходы на науку до уровня индустриально развитых стран (по удельному весу в ВВП и расходной части бюджета), сконцентрировать бюджетные средства на приоритетных направлениях научно-технического прогресса, оказывать селективную поддержку ведущим отраслевым научным организациям и национальным научным школам.

Полезно шире привлекать частный капитал, внедрять механизмы финансирования прикладных исследований на возвратной основе. Очень важны коммерциализация научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, развитие внебюджетных фондов отраслевого, межтраслевого, регионального и межрегионального характера, развитие лизинга, внедрение конкурсной системы финансирования научных проектов и ОКР.

С коммерческой точки зрения полезно шире использовать косвенные методы финансирования (налоговые льготы и каникулы, механизмы ускоренной амортизации, льготные тарифы, компенсация ставок банковских кредитов, предоставление гарантийных обязательств), активизировать развитие венчурного капитала, распространять практику совместного финансирования научно-технологических проектов государственным и негосударственным секторами экономики, усиливать государственный и общественный контроль за эффективным расходованием выделяемых в научно-техническую сферу средств, развивать международное научно-техническое сотрудничество.

Решение проблемы ресурсного обеспечения научно-технической деятельности, использование научно-технологического потенциала в рамках государственной экономической политики в значительной мере определяется полноценной обеспеченностью управленцев в научно-технической сфере информационными ресурсами.

Таким образом, государственная научно-техническая политика является не просто важной составной частью социально-экономической политики России.

Научно-техническая политика государства предопределяет будущее страны, ее место в мировом хозяйстве, экономическую и национальную безопасность, возможность создания необходимых условий для нормальной жизнедеятельности человека.

Искать на сайте

Забавное фото

1244473765_podborka_617_30.jpeg
Яндекс.Метрика