Политика занятости и принципы занятости

Политика занятости

В широком смысле политика занятости охватывает систему социально-экономических отношений по поводу вовлечения трудоспособного населения в общественно-полезную деятельность, как правило, приносящую доход.

Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния народа. Она дает определенные представления о благополучии граждан страны, об экономической и социальной стабильности общества.

Занятые в экономике создают продукты труда, благодаря чему удовлетворяются потребности членов общества и решаются экономические и социальные задачи. Однако экономические законы, которые лежат в основе функционирования рыночного хозяйства, не обеспечивают необходимыми рабочими местами всех желающих трудиться и тем самым улучшать свое материальное положение.

В результате многие оказываются без работы и заработка, а следовательно, без средств к существованию, что вызывает определенную дестабилизацию в обществе. Чтобы не допустить этого, государства и правительства стремятся принять определенные меры к созданию рабочих мест и вовлечению не занятого, но желающего работать населения в процесс трудовой деятельности.

Другими словами, государственные органы осуществляют политику занятости в узком смысле этого слова.

В своей политике занятости правительство руководствуется (или должно руководствоваться) определенными принципами. В советский период такими принципами были обязательность труда, полная всеобщая занятость трудоспособного населения общественно-полезной деятельностью и т.д.

Современные радикальные экономические реформы вызвали к жизни новые принципы занятости. Они вытекают из основополагающих документов страны, прежде всего из Конституции РФ и Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2013).

Принципы занятости

Некоторые принципы занятости подсказаны опытом рыночных преобразований экономики.

К принципам занятости можно отнести следующие.

1. Добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду.

2. Ответственность государства за создание равных стартовых условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную деятельность; приоритетное внимание содействию занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы.

3. Учет и обеспечение долговременных национальных интересов.

4. Учет национальных и культурных традиций, исторически сложившихся региональных и отраслевых потребностей в рабочих местах.

5. Комплексный подход к решению проблем занятости, включающий в себя координацию усилий государственных органов, профсоюзов, объединений работодателей, использование финансовых возможностей бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан.

После отказа российского государства от прямого централизованного управления занятостью возникла необходимость в новой системе ее регулирования. Такая система в настоящее время формируется в стране.

Главными звеньями системы регулирования занятости выступают трудовое законодательство, указы Президента и постановления правительства, соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровнях и уровне предприятий, федеральные и региональные программы стимулирования занятости.

 Таким образом, политика занятости является главным инструментом воздействия государства на рынок труда, однако для грамотного её проведения должны соблюдаться принципы занятости.

Искать на сайте

Забавное фото

1248879228_podborka_653_37.jpeg
Яндекс.Метрика