Сущность ГАТТ и ВТО

Ключевые слова: международная торговля, торговля между странами, ВТО, ГАТТ

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон-Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.

Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации.

Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Основная цель ГАТТ — снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.

С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года.

Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная 1 января 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.

На ноябрь 2011 года в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось более 95 % мирового торгового оборота.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли.

Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

· равные права: все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации;

· взаимность: все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными;

· прозрачность: члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывалось ещё и из-за необходимости подготовки к членству в ВТО и снижения потерь от присоединения. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жёстком регулировании своих экономик.

5 октября 2010 года пресс-секретарь президента Грузии заявила, что позиция Грузии по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию остается «неизменной» и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией».

9 ноября 2011 года Грузия и Россия при посредничестве Швейцарии подписали соглашение о вступлении России в ВТО. Со слов российской стороны в соответствии с этим соглашением аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам. 10 ноября было заседание рабочей группы в ходе работы которой был подготовлен окончательный доклад о принятии России в ВТО. Подготовив весь комплект документов, комиссия объявила об окончании своей работы и о самороспуске.

16 декабря 2011 г. на Министерской Конференции Всемирной Торговой Организации было одобрено вступление России в ВТО.

10 июля 2012 года Госдума ратифицировала протокол о присоединении России ко Всемирной торговой организации. 

18 июля 2012 года Совет Федерации одобрил ратифицикацию протокола о присоединении России ко Всемирной торговой организации (ВТО).
 
21 июля 2012 года Президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации протокола о присоединении России ко Всемирной торговой организации (ВТО).
 
Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО был подписан в Женеве 16 декабря 2011 года. Протоколом предусматривается, что Россия в качестве члена ВТО принимает на себя все обязательства по Марракешскому соглашению.
 
При этом Россия должна была ратифицировать документ в течение 220 дней - то есть до 23 июля 2012 года, иначе 17-летние переговоры пришлось бы начинать сначала.
 
22 августа 2012 года в 00:00 часов по женевскому времени (2:00 по московскому) Россия официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации (ВТО).
 
Стоит отметить, что с 22 августа Россия вступает в ВТО все же с некоторыми ограничениями. Так, при торговле с США будут использоваться старые правила, так как Соединенные Штаты до сих пор не отменили в отношении России поправку Джэксона - Вэника (она ограничивает торговлю со странами, нарушающими права человека).
 
Россия вела переговоры о вступлении в ВТО с 1996 года и оставалась последним крупным государством мира, не состоявшим в этой организации.
 
Переходные периоды для либерализации доступа на рынок составляют 2-3 года, по наиболее чувствительным товарам - 5-7 лет.
 
К чувствительным отраслям, в которых могут возникнуть определенные экономические и финансовые сложности в связи с новыми условиями, вызванными членством России в ВТО, относятся автомобильная промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, легкая промышленность.
 
В рамках вступления в организацию Россия согласилась снизить средневзвешенную ставку импортных пошлин до 7,1 процента с нынешних 10,3 процента, в том числе на сельхозпродукцию - до 11,3 процента с нынешних 15,6 процента, на промышленные товары - до 6,4 процента с 9,4 процента. По оценкам Минэкономразвития, только устранение барьеров для российского экспорта после присоединения к ВТО создаст в стране до 40 тысяч рабочих мест.
 
Кроме того, максимальная сумма таможенных сборов за оформление товаров в России будет снижена в 3,3 раза, до 30 тысяч рублей с нынешних 100 тысяч рублей, а налогообложение российских и импортных товаров должно быть унифицировано с даты присоединения.
 
Членство в ВТО даст России ряд преимуществ. Например, от применения упрощенных таможенных процедур экономические операторы ежегодно получают выгоду в $900 млрд в рамках мировой торговли, а в рамках России показатель составит $18 млрд (оценки ОЭСР). По оценке Всемирного банка, вступление в ВТО в течение трех лет будет приносить стране около 3,3% ВВП в год, а через 10 лет — за счет позитивного влияния на инвестиционный климат — до 11% ВВП (около $162 млрд). Доходы среднестатистического российского домохозяйства могут увеличиться на 7,2% в год, при этом более чем у 99% домохозяйств прирост доходов составит от 2% до 25% каждый год.
 
Россия с момента присоединения к ВТО снизит только так называемые антикризисные пошлины, которые были повышены на некоторые товары с 2009 года. Например, речь идет о понижении импортных пошлин на новые легковые автомобили с 30% до 25% (и далее — постепенное снижение в течение семи лет до 15%).
 
Россия примет обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). В подавляющим большинстве случаев эти обязательства не предусматривают существенных изменений в действующей системе регулирования.
 
Основным исключением из правила станет сектор страхования, в котором общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25% до 50%, а 49%-ное ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в 51%-ное ограничение с даты присоединения и отменяется через 5 лет, отмечает «Интерфакс».
 
В ряде секторов обязательства предусматривают возможность введения более жестких мер по сравнению с существующим режимом. Так, например, Россия сможет при необходимости ввести государственную монополию на оптовую торговлю алкоголем.
 
Обязательства в области сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, присоединяющаяся страна «связывает» общий объем поддержки, искажающей торговлю, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения.
 
Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять $9 млрд (что более чем в 2 раза превышает уровень, который был бы разрешен РФ в соответствии со стандартными правилами). Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 года — будет «связан» на нынешнем уровне.

Искать на сайте

Забавное фото

1312121271_01.jpeg
Яндекс.Метрика