Элементы стратегии социального развития РФ

Необходимо несколько подробнее остановиться на основных элементах стратегии социального развития РФ, социальной политике, направленной на реформирование социальной сферы.

Модернизация образования

Образование играло и играет исключительно важную роль в жизни общества, развитии экономики, особенно в эпоху информатизации и глобализации.

На него возлагается большая надежда в обеспечении успеха всех реформ, укреплении национальной безопасности, в модернизации общества и экономики, выходе в ряд государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. В этих целях намечено осуществить модернизацию образования.

Стратегия реформирования здравоохранения

Реформирование здравоохранения включает следующие компоненты. Планируется повышение реальной доступности медицинской помощи для широких слоев населения. Намечено создание условий и стимулов для увеличения средств, инвестируемых населением и работодателями в улучшение состояния здоровья.

Предполагается создание условий и стимулов для максимально возможного предотвращения заболеваний и травматизма населения.

Политика в сфере культуры

К стратегическим целям культурной политики государства отнесены три.

Во-первых, сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности российской культуры при поддержке многообразия культурной жизни.

Во-вторых, обеспечение единства культурного пространства.

В-третьих, ориентация личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.

Для реализации этих целей предполагается наращивание бюджетного финансирования культуры, в том числе в течение ряда лет — опережающими темпами по отношению к росту ВВП.

Пенсионная реформа РФ

Цели пенсионной реформы определены в двух отношениях: обеспечить текущую финансовую устойчивость пенсионной системы и повысить реальный размер пенсий.

Их достижение видится на пути более тесной связи между размером пенсии, прошлыми заработками пенсионеров и величиной страховых взносов (социального налога), а также на пути внедрения механизма накопительного финансирования пенсий для работающего населения.

Задача на ближайшую перспективу — восстановление страховой природы государственных пенсий путем поэтапного повышения до 1,2 предельного соотношения индивидуального и среднего по стране заработка, учитываемого при исчислении пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Внедрение элементов обязательного накопительного финансирования пенсий начинается с 1 января 2002 г. Первоначально на цели накопления будет направляться часть единого социального налога, поступающего в Пенсионный фонд, в размере 2% (из 14%, предусмотренных ставкой страхового тарифа и направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации).

В последующие годы отчисления социального налога в накопительную систему будут поэтапно увеличены. Одновременно отчисления социального налога в другие части пенсионной системы будут снижаться. В результате проведения реформы должна сформироваться пенсионная система, включающая три составные части трудовой пенсии: базовую, страховую и накопительную.

Социальная поддержка населения

В 2009 г. расходы консолидированного бюджета по статьям раздела «Социальная политика» (она не охватывает всю социальную сферу) составляла 1,7% ВВП или примерно 6% суммарных расходов консолидированного бюджета.

Чтобы полностью обеспечить финансированием все установленные законом на федеральном уровне льготы и пособия, потребовалось бы более 15% ВВП. Это превысило бы расходы федерального бюджета на социальную политику почти в 10 раз.

Поэтому в сфере социальной поддержки населения предусматривается максимальное расширение самостоятельности территории в принятии решений относительно того, какие выплаты этой территории действительно нужны и в каких объемах, а также в каких конкретных формах они должны предоставляться населению.

Федеральная власть в этих условиях призвана выполнять задачу межбюджетного выравнивания с целью повышения эффективности всей системы социальной защиты населения, борьбы с бедностью.

Стратегия жилищной политики

Реформирование жилищного сектора (в нем в 2010 г. было 80% частного жилищного фонда по сравнению с 33% в 1990 г.) преследует цель повышения эффективности строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, постепенный перевод ЖКХ на режим безубыточного функционирования путем сокращения бюджетного дотирования и перекрестного субсидирования потребителей.

Следует отметить, что по данным Госстроя России, в 1999 г. доля населения в оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг составила 54%, тогда как сразу после либерализация цен (1992 г.) население оплачивало только 2% стоимости этих услуг. Предполагается и дальше наращивать участие населения в оплате жилищно-коммунальных услуг, доведя их в конечном счете до 100%.

К стратегическим целям государственной жилищной политики следует отнести, прежде всего, создание условий для реализации гражданами их конституционных прав на жилище (Конституция Российской Федерации, ст. 40), а также гарантии полных прав собственности в жилищной сфере и утверждение рыночных механизмов в инфраструктуре рынка жилья.

Важное место отводится соблюдению стандартов безопасности проживания граждан в жилище и качества продукции и услуг в жилищной сфере и защите малоимущих граждан в жилищной сфере, гарантиям им жилищных условий в соответствии с установленными социальными стандартами.

Большое внимание уделяется созданию условий формирования эффективных рынков жилья, земельных участков под застройку жилья, стройматериалов, жилищно-коммунальных услуг. Наиболее общим требованием является повышение мобильности трудовых ресурсов.

Таким образом, недостаточный учет российским обществом мировых тенденций в развитии социальной сферы, сокращение источников финансирования и снижение эффективности функционирования обусловили необходимость ее реформирования (модернизации), уточнения функций и конкретизации направлений государственного регулирования социальных процессов.

Государственное регулирование социальной сферы в переходный период представляет собой регулирование органами государственной власти и управления функционирования отраслей и видов деятельности социальной сферы.

Регулирование включает установление принципов, методов, стандартов и организационных структур, осуществление мер законодательного характера, разработку механизмов реализации финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой политики, политики заработной платы, направленные на совершенствование функционирования социальной сферы.

Искать на сайте

Забавное фото

1312396716_8.jpeg
Яндекс.Метрика